Совместимость технических средств электромагнитная. Электрооборудование автомобилей. Помехи в контрольных и сигнальных бортовых цепях. Требования и методы испытаний

ГОСТ 29157-91

Группа Е60


ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ СОЮЗА ССР

СОВМЕСТИМОСТЬ ТЕХНИЧЕСКИХ СРЕДСТВ ЭЛЕКТРОМАГНИТНАЯ


ЭЛЕКТРООБОРУДОВАНИЕ АВТОМОБИЛЕЙ

ПОМЕХИ В КОНТРОЛЬНЫХ И СИГНАЛЬНЫХ БОРТОВЫХ ЦЕПЯХ

Требования и методы испытаний

Electromagnetic compatibility of technical means.
Vehicle electrical equipment.
Disturbances in control and signal Iines on board vehicle.
Requirements and test methods


ОКП 45 7300

Дата введения 1993-01-01

ИНФОРМАЦИОННЫЕ ДАННЫЕ

1. РАЗРАБОТАН И ВНЕСЕН Техническим комитетом 56

ИСПОЛНИТЕЛИ

В.А.Набоких, канд. техн. наук; Н.А.Володина, канд. техн. наук; Б.Е.Бадо; В.С.Абрамов

2. УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Постановлением Комитета стандартизации и метрологии СССР от 11.12.91 N 1915

3. ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ

4. ССЫЛОЧНЫЕ НОРМАТИВНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ДОКУМЕНТЫ

Обозначение НТД, на который дана ссылка

Номер пункта

ГОСТ 28751-90

1.2, 2.1, 2.2



Настоящий стандарт распространяется на электронные и электрические изделия (далее в тексте - изделия), предназначенные для работы на автотранспортных средствах, которые начнут проектировать после 01.01.93, и устанавливает требования к их электромагнитной совместимости в части устойчивости к помехам от емкостных и индуктивных соединений в контрольных и сигнальных бортовых цепях с номинальным напряжением 12 и 24 В, а также методы испытаний.

Требования настоящего стандарта являются обязательными.

1. ТРЕБОВАНИЯ К ЭЛЕКТРОМАГНИТНОЙ СОВМЕСТИМОСТИ

1. ТРЕБОВАНИЯ К ЭЛЕКТРОМАГНИТНОЙ СОВМЕСТИМОСТИ

1.1. Изделия должны быть устойчивы к воздействию испытательных импульсов с параметрами, указанными в табл.1 и 2, при различных степенях жесткости и в соответствии с их функциональным классом.

Таблица 1

Параметры испытательных импульсов для бортовой сети 12 В

Испытательный импульс

Пиковое значение ГОСТ 29157-91 Совместимость технических средств электромагнитная. Электрооборудование автомобилей. Помехи в контрольных и сигнальных бортовых цепях. Требования и методы испытаний, В, при степени жесткости

Минимальное количество импульсов за время испытаний или длительность испытаний

Время импульсного
цикла

I

II

Ill

IV

min

max

1

-7,5

-15

-22,5

-30

5000 импульсов

0,5 с

5 с

2

+7,5

+15

+22,5

+30

5000 импульсов

0,5 с

5 с


-15

-30

-45

-60

1 ч

100 мс

100 мс


+10

+20

+30

+40

1 ч

100 мс

100 мс


Примечание. Допуск на время импульсного цикла для испытательных импульсов 3а и 3в - ±10%.

Таблица 2

Параметры испытательных импульсов для бортовой сети 24 В

Испытательный импульс

Пиковое значение ГОСТ 29157-91 Совместимость технических средств электромагнитная. Электрооборудование автомобилей. Помехи в контрольных и сигнальных бортовых цепях. Требования и методы испытаний, В, при степени жесткости

Минимальное количество импульсов за время испытаний или длительность испытаний

Время импульсного цикла

I

II

III

IV

min

max

1a*

-15

-30

-45

-60

5000 импульсов

0,5 с

5 с

1в**

-83

-165

-200

***

100 импульсов

0,5 с

5 с

2

+7,5

+15

+22,5

+30

5000 импульсов

0,5 с

5 с


-20

-40

-63

-80

1 ч

100 мс

100 мс


+14

+28

+56

+80

1 ч

100 мс

100 мс

________________
* Испытательный импульс - в соответствии с п.2.9.1, за исключением ГОСТ 29157-91 Совместимость технических средств электромагнитная. Электрооборудование автомобилей. Помехи в контрольных и сигнальных бортовых цепях. Требования и методы испытаний=3 мкс.

** Испытательный импульс - в соответствии с п.2.9.1, за исключением ГОСТ 29157-91 Совместимость технических средств электромагнитная. Электрооборудование автомобилей. Помехи в контрольных и сигнальных бортовых цепях. Требования и методы испытаний=50 Ом, ГОСТ 29157-91 Совместимость технических средств электромагнитная. Электрооборудование автомобилей. Помехи в контрольных и сигнальных бортовых цепях. Требования и методы испытаний=1 мс, ГОСТ 29157-91 Совместимость технических средств электромагнитная. Электрооборудование автомобилей. Помехи в контрольных и сигнальных бортовых цепях. Требования и методы испытаний=9 мкс.

*** Не применяют.

Примечание. Допуск на время импульсного цикла для испытательных импульсов 3а и 3в - ±10%.

1.2. Классификация изделий по степеням стойкости к воздействию испытательных импульсов и функциональным классам установлена в ГОСТ 28751.

2. МЕТОДЫ ИСПЫТАНИЙ

2.1. Испытания на соответствие требованиям настоящего стандарта проводят на установке, приведенной на черт.1.

Черт.1

ГОСТ 29157-91 Совместимость технических средств электромагнитная. Электрооборудование автомобилей. Помехи в контрольных и сигнальных бортовых цепях. Требования и методы испытаний


1 - генератор импульсов; 2 - источник питания; 3 - изоляционная подставка (если изделие не заземлено
в автотранспортном средстве); 4 - изделие; 5 - изолятор для проводов; 6 - периферийные изделия
(датчики, нагрузки и т.д.); 7 - соединительный зажим; 8 - заземленное основание

Черт.1

По всем неоговоренным в настоящем стандарте требованиям к проведению испытаний испытания проводят по ГОСТ 28751.

2.2. Генератор импульсов - в соответствии с требованиями ГОСТ 28751.

2.3. Соединительный зажим должен обеспечивать соединение генератора импульсов с испытуемым изделием без каких-либо дополнительных наводок и иметь следующие основные характеристики:

емкость соединения между проводами и зажимом - (150±50) пФ;

диаметр применяемых проводов или пучка проводов 4-40 мм;

величину напряжения, определяющую прочность изоляции, - не менее 200 В;

импеданс коаксиального соединения (без входных линий) - (50±10%) Ом.

2.4. Соединение между импульсным генератором и соединительным зажимом осуществляют коаксиальным кабелем длиной не более 0,5 м.

2.5. Основание установки должно быть изготовлено из металлического листа с минимальной толщиной 1,0 мм. Размер основания зависит от размера испытываемого изделия, но должен быть не менее 2,0х1,0 м.

2.6. Испытываемое изделие помещают на основание, от которого должно быть отделено подставкой с двойной изоляцией толщиной 0,05-0,1 м, если корпус изделия не соединен с массой и имеет свое собственное заземление. Испытываемое изделие должно быть помещено на той же стороне зажима, что и импульсный генератор.

Испытываемое изделие устанавливают и подсоединяют в соответствии с требованиями, предусмотренными в технической документации на изделие.

Для снижения посторонних емкостных связей с испытываемым изделием рекомендуется использовать минимальное расстояние между изделием и всеми другими кондуктивными структурами, такими как стенки экранированной комнаты (за исключением основания под испытываемым изделием и соединительного зажима) не менее 0,5 м. Испытываемое изделие подсоединяется к системе заземления в соответствии с требованиями технической документации на это изделие. Дополнительное заземление не допускается.

Расстояние между испытываемыми изделиями и соединительным зажимом и между прибором, находящимся на периферии, и соединительным зажимом должно быть (400±50) мм.

Участки линий испытываемых изделий, которые находятся вне соединительного зажима, должны быть на расстоянии (100±20) мм выше основания и перпендикулярно [(90±15)°] продольной оси соединительного зажима.

Петлевая крышка должна откидываться таким образом, чтобы был обеспечен контакт со штатным испытательным пучком проводов.

Рекомендуется ограничивать длину пучка проводов до 2 м, чтобы повысить сопоставимость результатов.

В случае применения штатного пучка проводов, имеющих длину более 2 м, провода не должны скручиваться, а сеть проводов должна быть указана в протоколе испытаний.

2.7. Все соответствующие отдельные части (детали) должны подсоединяться плотно к основанию.

2.8. Температура окружающего воздуха во время проведения испытаний должна быть (23±5) °С.

2.9. Характеристики испытательных импульсов

2.9.1. Форма и параметры испытательного импульса 1, имитирующего переходные процессы, вызываемые отключением индуктивных нагрузок, приведены на черт.2.

Черт.2

ГОСТ 29157-91 Совместимость технических средств электромагнитная. Электрооборудование автомобилей. Помехи в контрольных и сигнальных бортовых цепях. Требования и методы испытаний

ГОСТ 29157-91 Совместимость технических средств электромагнитная. Электрооборудование автомобилей. Помехи в контрольных и сигнальных бортовых цепях. Требования и методы испытаний=10 Ом; ГОСТ 29157-91 Совместимость технических средств электромагнитная. Электрооборудование автомобилей. Помехи в контрольных и сигнальных бортовых цепях. Требования и методы испытаний=2 мс; ГОСТ 29157-91 Совместимость технических средств электромагнитная. Электрооборудование автомобилей. Помехи в контрольных и сигнальных бортовых цепях. Требования и методы испытаний=1 мкс; ГОСТ 29157-91 Совместимость технических средств электромагнитная. Электрооборудование автомобилей. Помехи в контрольных и сигнальных бортовых цепях. Требования и методы испытаний=0,5-5 с; ГОСТ 29157-91 Совместимость технических средств электромагнитная. Электрооборудование автомобилей. Помехи в контрольных и сигнальных бортовых цепях. Требования и методы испытаний - по табл.1 и 2

Черт.2

2.9.2. Форма и параметры испытательного импульса 2, имитирующего переходные процессы, вызываемые внезапным прерыванием тока в индукторе, последовательно соединенном с изделием (например, двигатель постоянного тока, вращаясь по инерции после выключения зажигания, действует как генератор), приведены на черт.3.

Черт.3

ГОСТ 29157-91 Совместимость технических средств электромагнитная. Электрооборудование автомобилей. Помехи в контрольных и сигнальных бортовых цепях. Требования и методы испытаний

ГОСТ 29157-91 Совместимость технических средств электромагнитная. Электрооборудование автомобилей. Помехи в контрольных и сигнальных бортовых цепях. Требования и методы испытаний=0,5-5 с; ГОСТ 29157-91 Совместимость технических средств электромагнитная. Электрооборудование автомобилей. Помехи в контрольных и сигнальных бортовых цепях. Требования и методы испытаний=0,05 мс; ГОСТ 29157-91 Совместимость технических средств электромагнитная. Электрооборудование автомобилей. Помехи в контрольных и сигнальных бортовых цепях. Требования и методы испытаний=1 мкс; ГОСТ 29157-91 Совместимость технических средств электромагнитная. Электрооборудование автомобилей. Помехи в контрольных и сигнальных бортовых цепях. Требования и методы испытаний - по табл.1 и 2

Черт.3

2.9.3. Форма и параметры испытательных импульсов 3а и 3в, имитирующих коммутационные переходные процессы (на характеристики этих переходных процессов влияют распределенные емкость и индуктивность пучка проводов), приведены на черт.4 и 5 соответственно.

Черт.4

ГОСТ 29157-91 Совместимость технических средств электромагнитная. Электрооборудование автомобилей. Помехи в контрольных и сигнальных бортовых цепях. Требования и методы испытаний

ГОСТ 29157-91 Совместимость технических средств электромагнитная. Электрооборудование автомобилей. Помехи в контрольных и сигнальных бортовых цепях. Требования и методы испытаний=50 Ом; ГОСТ 29157-91 Совместимость технических средств электромагнитная. Электрооборудование автомобилей. Помехи в контрольных и сигнальных бортовых цепях. Требования и методы испытаний=0,1 мкс; ГОСТ 29157-91 Совместимость технических средств электромагнитная. Электрооборудование автомобилей. Помехи в контрольных и сигнальных бортовых цепях. Требования и методы испытаний5 нс; ГОСТ 29157-91 Совместимость технических средств электромагнитная. Электрооборудование автомобилей. Помехи в контрольных и сигнальных бортовых цепях. Требования и методы испытаний=100 мкс; ГОСТ 29157-91 Совместимость технических средств электромагнитная. Электрооборудование автомобилей. Помехи в контрольных и сигнальных бортовых цепях. Требования и методы испытаний=10 мс; ГОСТ 29157-91 Совместимость технических средств электромагнитная. Электрооборудование автомобилей. Помехи в контрольных и сигнальных бортовых цепях. Требования и методы испытаний=90 мс; ГОСТ 29157-91 Совместимость технических средств электромагнитная. Электрооборудование автомобилей. Помехи в контрольных и сигнальных бортовых цепях. Требования и методы испытаний - по табл.1 и 2

Черт.4

Черт.5


ГОСТ 29157-91 Совместимость технических средств электромагнитная. Электрооборудование автомобилей. Помехи в контрольных и сигнальных бортовых цепях. Требования и методы испытаний


ГОСТ 29157-91 Совместимость технических средств электромагнитная. Электрооборудование автомобилей. Помехи в контрольных и сигнальных бортовых цепях. Требования и методы испытаний=50 Ом; ГОСТ 29157-91 Совместимость технических средств электромагнитная. Электрооборудование автомобилей. Помехи в контрольных и сигнальных бортовых цепях. Требования и методы испытаний=0,1 мкс; ГОСТ 29157-91 Совместимость технических средств электромагнитная. Электрооборудование автомобилей. Помехи в контрольных и сигнальных бортовых цепях. Требования и методы испытаний5 нс; ГОСТ 29157-91 Совместимость технических средств электромагнитная. Электрооборудование автомобилей. Помехи в контрольных и сигнальных бортовых цепях. Требования и методы испытаний=100 мкс; ГОСТ 29157-91 Совместимость технических средств электромагнитная. Электрооборудование автомобилей. Помехи в контрольных и сигнальных бортовых цепях. Требования и методы испытаний=10 мс; ГОСТ 29157-91 Совместимость технических средств электромагнитная. Электрооборудование автомобилей. Помехи в контрольных и сигнальных бортовых цепях. Требования и методы испытаний=90 мс; ГОСТ 29157-91 Совместимость технических средств электромагнитная. Электрооборудование автомобилей. Помехи в контрольных и сигнальных бортовых цепях. Требования и методы испытаний - по табл.1 и 2

Черт.5






© 2008-2018 ЗАО “КАТЭЛ”. Все права защищены

Адрес: 170530, Тверская область, Калининский район, деревня Пасынково, д. 1А
Телефоны: (4822) 53-26-62, 53-23-65, 53-28-33