ГОСТ 20459-87
(МЭК 34-6-69,
СТ СЭВ 1953-79)
Группа Е60
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ СОЮЗА ССР
МАШИНЫ ЭЛЕКТРИЧЕСКИЕ ВРАЩАЮЩИЕСЯ
Методы охлаждения. Обозначения
Rotating electrical machines.
Means of cooling. Symbols
ОКП 33 0000
Срок действия с 1989-01-01
до 1994-01-01*
______________________________
* Ограничение срока действия снято
по протоколу N 3-93 Межгосударственного Совета
по стандартизации, метрологии и сертификации.
(ИУС N 5-6, 1993 год). - Примечание.
ИНФОРМАЦИОННЫЕ ДАННЫЕ
1. ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ постановлением Государственного комитета СССР по стандартам от 17.12.87 N 4591, в качестве которого непосредственно применен международный стандарт МЭК 34-6-69, с 01.01.89
2. Срок первой проверки 1993 г., периодичность проверки 5 лет
3. Стандарт полностью соответствует СТ СЭВ 1953-79
4. ВЗАМЕН ГОСТ 20459-75
Настоящий стандарт распространяется на вращающиеся электрические машины и устанавливает условные обозначения способов охлаждения.
Обозначения, установленные настоящим стандартом, обязательны для применения в технической документации всех видов, учебниках, учебных пособиях, технической и справочной литературе.
Обозначения не обязательны для маркировки электрических машин.
Пояснение терминов, используемых в стандарте, приведено в приложении 2.
1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1.1. Обозначение способов охлаждения машин должно состоять из букв 1C и группы знаков из одной буквы и двух цифр.
Каждая цепь охлаждения обозначается одной буквой и двумя характеристическими цифрами.
1.1.1. Вид хладагента обозначается в соответствии с табл.1.
1.1.2. Устройство цепи для циркуляции хладагента обозначается первой характеристической цифрой в соответствии с разд.3.
1.1.3. Способ подвода энергии для циркуляции хладагента обозначается второй характеристической цифрой в соответствии с табл.3.
1.2. Если машина имеет две и более цепи охлаждения, то в обозначении следует указывать характеристики всех цепей охлаждения, начиная с характеристики цепи с вторичным хладагентом (с более низкой температурой).
1.3. Для машины с внутренним (непосредственным) охлаждением обмотки часть обозначения, относящуюся к этой цепи, следует ставить в скобки.
1.4. В машинах с комбинированным хладагентом в обозначение способа охлаждения следует включать условные обозначения каждого из хладагентов, следующие друг за другом.
1.5. Если в машинах применяются разные виды хладагентов и устройств циркуляции, то способы охлаждения следует обозначать следующим образом:
в одиночных машинах для каждой охлаждаемой части следует указывать ее наименование, а затем характеристику цепи охлаждения;
в главной и вспомогательной машинах составного агрегата с разными способами охлаждения следует указывать наименование каждой машины, а затем характеристику цепи охлаждения;
в машинах с резервным или аварийным охлаждением за обозначением нормального метода охлаждения должно следовать заключенное в скобки полное обозначение системы резервного или аварийного охлаждения вместе с буквами 1C.
2.1. Вид хладагента обозначается прописной буквой в соответствии с табл.1.
Таблица 1
Вид хладагента | Наименование | Условное обозначение |
|
|
|
Водород | H | |
Азот | N | |
Двуокись углерода | C | |
Фреон | Fr | |
Вода | W | |
Жидкость | Масло | U |
Керосин | Kr |
Примечания:
1. Если для охлаждения машины используется хладагент, отличающийся от указанного в табл.1, то следует привести его наименование.
2. Если во всех цепях охлаждения машины хладагентом является воздух, то допускается пропуск буквы, обозначающей вид хладагента.
3. В машинах с испарительной системой охлаждения обозначение способа охлаждения должно включать букву Е, за которой должно следовать полное наименование испаряющейся жидкости.
3.1. Устройство цепи для циркуляции хладагента, обозначаемое первой цифрой, и соответствующие определения приведены в табл.2.
Таблица 2
Первая характеристическая цифра |
| Краткая характеристика |
|
0 | Свободная циркуляция | Хладагент свободно попадает в машину из окружающей среды и свободно возвращается в эту среду | |
1 |
| Вентиляция при помощи входной трубы или входного канала | Хладагент попадает в машину не из окружающей среды, а из другого источника через входную трубу или канал и затем свободно возвращается в окружающую среду |
2 |
| Вентиляция при помощи выходной трубы или выходного канала | Хладагент свободно попадает из окружающей среды в машину и удаляется из нее через выходную трубу или канал на некотором расстоянии от машины |
3 |
| Вентиляция при помощи входной и выходной трубы или канала | Хладагент попадает в машину не из окружающей среды, а из другого источника через входную трубу или канал, а затем удаляется из машины через выходную трубу или канал на некотором расстоянии от машины |
4 |
| Охлаждение внешней поверхности машины (с использованием окружающей среды) | Первичный хладагент циркулирует в замкнутой цепи и отдает свое тепло вторичному хладагенту, которым является окружающая машину среда. Для улучшения коэффициента теплопередачи поверхность может быть ребристой. |
5 |
| Встроенный охладитель (использующий окружающую среду) | Первичный хладагент циркулирует в замкнутой цепи и отдает свое тепло в охладителе вторичному хладагенту, которым является окружающая машину среда; встроенный в машину охладитель является неотъемлемой ее частью |
6 |
| Охладитель, установленный на машине (использующий окружающую среду) | Первичный хладагент циркулирует в замкнутой цепи и отдает свое тепло в охладителе вторичному хладагенту, которым является окружающая машину среда; охладитель - самостоятельное устройство, монтируемое непосредственно на машине |
7 |
| Встроенный охладитель (не использующий окружающую среду) | Первичный хладагент циркулирует в замкнутой цепи и отдает свое тепло вторичному хладагенту, которым не является окружающая среда; встроенный в машину охладитель является неотъемлемой ее частью |
8 |
| Охладитель, установленный на машине (не использующий окружающую среду) | Первичный хладагент циркулирует в замкнутой цепи и отдает свое тепло вторичному хладагенту, которым не является окружающая среда. |
9 |
| Охладитель, установленный отдельно от машины | Первичный хладагент циркулирует в замкнутой цепи и отдает свое тепло вторичному хладагенту в охладителе, являющемся самостоятельным устройством, устанавливаемым отдельно от машины |
Примечания:
1. Первые цифры от 0 до 3 следует применять в случаях, когда к машинам пристраивают устройства для защиты от пыли и глушения шума или когда эти устройства размещают в каналах, а также в случаях, когда хладагент (например, окружающая среда) подводят к машине через охладитель для того, чтобы машина охлаждалась хладагентом с более низкой температурой в сравнении с температурой окружающей среды, или когда хладагент выводят из машины через охладитель для поддержания более низкой температуры окружающей среды.
2. Конструкция охладителя не нормируется (гладкие или ребристые трубы и т.д.) для первых характеристических цифр 5-9.
3. Машины с двойными стенками обозначают цифрой 5.
4. Для первых характеристических цифр от 4 до 9 часть машины, через которую происходит теплообмен (поверхность корпуса, охладитель), указывают в обозначении первичной цепи.
4.1. Способ перемещения хладагента, обозначаемый второй цифрой, и соответствующие определения приведены в табл.3.
Таблица 3
Вторая характеристическая цифра |
| Краткая характеристика |
|
0 |
|
| |
1 | Самовентиляция | Движение хладагента осуществляется либо за счет вентилирующего действия ротора, либо при помощи специального устройства, смонтированного на валу ротора машины | |
2 |
| Вентиляция при помощи встроенного зависимого устройства | Движение хладагента осуществляется при помощи встроенного устройства, смонтированного непосредственно на валу машины, например, внутреннего вентилятора с зубчатой передачей или ременным приводом |
3 |
| Вентиляция при помощи зависимого устройства, установленного на машине | Движение хладагента осуществляется при помощи зависимого промежуточного электрического или механического устройства, установленного непосредственно на машине, например, вентилятора, вращаемого электродвигателем, получающим питание от зажимов охлаждаемой машины. Оставляется для будущего использования |
4 | - | - | - |
5 |
| Вентиляция при помощи встроенного независимого устройства | Движение хладагента осуществляется при помощи встроенного устройства, которое получает энергию независимо от основной машины, например, внутреннего вентилятора, приводимого в движение электродвигателем, питаемым независимо от охлаждаемой машины |
6 |
| Вентиляция при помощи независимого устройства, установленного на машине | Движение хладагента осуществляется при помощи промежуточного устройства, установленного на машине, питаемого независимо от охлаждаемой машины |
7 |
| Вентиляция при помощи независимого от машины устройства или путем подачи хладагента под давлением | Движение хладагента осуществляется при помощи отдельного устройства, не установленного на машине и независимого от нее, или под давлением в системе циркуляции хладагента, например, путем подачи от водопроводной сети или от газовой магистрали |
8 |
| Вентиляция при помощи относительного движения машины | Движение хладагента осуществляется при помощи относительного движения машины через хладагент, например, тяговый двигатель, охлаждаемый окружающим воздухом, или двигатель, приводящий в движение вентилятор и охлаждаемый основным воздушным потоком |
9 | - | Циркуляция при помощи любого другого устройства | Цифра 9 может стоять: за первой характеристической цифрой, если устройство цепей охлаждения оговорено; одна, если не оговорено устройство системы охлаждения; вместо первой цифры ставится черточка |
5.1. Полная система обозначений распространяется на все виды машин и охлаждающих сред.
5.2. Полное обозначение способов охлаждения электрических машин должно содержать буквы 1С и группу знаков из одной буквы и двух цифр для характеристики каждой цепи охлаждения.
5.3. Примеры обозначения полной системы приведены в приложении 1.
6.1. Настоящая система обозначений распространяется на небольшое число наиболее применяемых типов вращающихся машин, охлаждаемых воздухом.
6.2. В упрощенной системе способ охлаждения обозначается буквами 1С с двумя характеристическими цифрами. Первая цифра обозначает устройство системы охлаждения, вторая - способ подвода энергии для циркуляции хладагента.
Примечание. Когда подача энергии, необходимой для циркуляции хладагента, соответствует второй характеристической цифре 1 (самовентилирующее устройство, устанавливаемое на валу), можно предоставлять только первую характеристическую цифру.
6.3. Условные обозначения по упрощенной системе приведены в табл.4.
Таблица 4
Условное обозначение устройства цепи |
| ||||||||
0 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
1 | - | 1С01 или 1С1 | - | - | - | - | 1С16 | 1С17 | - |
2 | - | 1С21 или 1С2 | - | - | - | - | - | - | - |
3 | - | 1С31 или 1С3 | - | - | - | - | - | 1С37 | - |
4 | - | 1С41 или 1С4 | - | - | - | - | - | - | 1С48 |
5 | - | 1С51 или 1С5 | - | - | - | - | - | - | - |
6 | - | 1С61 или 1С6 | - | - | - | - | - | - | - |
Примечание. Если способом перемещения является самовентиляция, то допускается в обозначении использовать только цифру, характеризующую устройство цепи охлаждения
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Справочное
Таблица 5
|
|
|
1С01 | Защищенная машина с самовентиляцией; вентилятор расположен на валу машины | |
1С03 | Защищенная машина, охлаждаемая пристроенным вентилятором; приводной двигатель вентилятора получает питание от зажимов охлаждаемой машины | |
1С0041 | Закрытая машина с естественным охлаждением без наружного вентилятора | |
1С0141 |
| Закрытая машина с ребристой или гладкой станиной, обдуваемая наружным вентилятором, расположенным на валу машины |
1С0151 |
| Закрытая машина, имеющая корпус с трубами для прохода воздуха, с наружным и внутренним вентиляторами |
1С11 |
| Защищенная машина с самовентиляцией при помощи вентилятора, расположенного на валу ротора машины; воздух для охлаждения поступает через подводящую трубу |
1С21 |
| Защищенная машина с самовентиляцией при помощи вентилятора, расположенного на валу ротора машины; воздух из машины поступает в отводящую трубу |
1С26 |
| Защищенная машина с охлаждением пристроенным вентилятором с приводным двигателем, установленным на машине и питаемым независимо от охлаждаемой машины. Воздух из машины поступает в отводящую трубу |
1С37 |
| Закрытая машина с подводящей и отводящей трубами; машина охлаждается вентилятором с приводным двигателем, не установленным на машине |
1СW37А81 |
| Закрытая машина с воздушным охлаждением и пристроенным водяным охладителем; циркуляция воды в охладителе осуществляется отдельным насосом или от водопроводной сети |
1СW37H71 |
| Закрытая машина с водородным охлаждением и встроенным водяным охладителем; циркуляция воды в охладителе осуществляется отдельным и не зависимым от охлаждаемой машины насосом или от водопроводной сети |
1CE(W)37 |
| Закрытая машина с испарительной системой охлаждения, испаряющаяся жидкость - вода |
1C87 |
| Закрытая машина, имеющая обмотку статора с непосредственным водяным охлаждением; обмотка ротора охлаждается водородом; циркуляция воды в обмотке статора осуществляется отдельным насосом или от водопроводной сети; к машине пристроен воздушный охладитель |
1CW08 |
| Закрытая машина с замкнутой системой масляного охлаждения, погруженная в воду |
1CN37 |
| Закрытая машина, охлаждаемая при помощи газа (азота), который подают под давлением из распределительной сети; машина имеет подводящий и отводящий каналы для газа |
1C13 |
| Защищенная машина с охлаждением при помощи пристроенного вентилятора с приводным двигателем, установленным на машине и питаемым от зажимов охлаждаемой машины; воздух для охлаждения поступает через подводящую трубу |
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Справочное
1. Охлаждение - процесс, посредством которого тепло, возникающее в результате потерь в машине, передается первичному хладагенту, увеличивая его температуру. Нагретый первичный хладагент может быть заменен новым хладагентом с более низкой температурой или охлажден вторичным хладагентом в каком-либо охладителе.
2. Первичный хладагент - охлаждающая среда (жидкость или газ), обладающая более низкой температурой, чем охлаждаемая часть машины, и отводящая от нее тепло.
3. Вторичный хладагент - охлаждающая среда (жидкость или газ), имеющая более низкую температуру, чем первичный хладагент, при помощи охладителя отводящая тепло от первичного хладагента.
4. Охладитель - устройство, предназначенное для передачи тепла от одного хладагента к другому, причем хладагенты разделены (воздушный охладитель, водяной охладитель, двойные стенки, ребристые трубы).
5. Обмотка с внутренним (непосредственным) охлаждением - обмотка с полыми проводниками или трубами, образующими неотъемлемую ее часть, через которые проходит хладагент.
6. Разомкнутая система охлаждения - система охлаждения, в которой хладагент поступает из окружающей среды, проходит через машину и возвращается в окружающую среду.
7. Замкнутая система охлаждения - система охлаждения, в которой первичный хладагент циркулирует в замкнутой цепи через машину и, если необходимо, через охладитель. Тепло переносится от первичного хладагента ко вторичному через конструктивные части машины или охладителя.
8. Система резервного или аварийного охлаждения - система охлаждения, предусмотренная в добавление к нормальной системе охлаждения и используемая, когда нормальная система применяться не может.
9. Зависимое вентиляционное устройство - специальное устройство для циркуляции хладагента, функционирование которого зависит от работы основной машины.
10. Независимое вентиляционное устройство - специальное устройство для циркуляции хладагента, функционирование которого не зависит от работы основной машины.
11. Встроенное вентиляционное устройство - устройство для циркуляции хладагента, которое образует неотъемлемую часть машины и может быть заменено только при частичной разборке основной машины.
12. Вентиляционное устройство, установленное на машине, - устройство для циркуляции хладагента, которое монтируется на машине и образует часть ее; замена устройства не требует разборки машины.
13. Отдельно установленное вентиляционное устройство - устройство для циркуляции хладагента, которое связано с машиной, но не установлено на ней и не является ее неотъемлемой частью.
Адрес: 170530, Тверская область, Калининский район, деревня Пасынково, д. 1А
Телефоны: (4822) 53-26-62, 53-23-65, 53-28-33